#БАМтуристический: новости проекта

Путешествие на другую планету: блогеры завершили экспедицию по БАМу

2024-04-20 18:34
Команда путешественников проехала больше 4,3 тыс. км по автодублеру Байкало-Амурской магистрали, чтобы доказать его доступность
Экспедиция «БАМ туристический» завершилась в Хабаровском крае. Блогеры проехали больше 4,3 тыс. км от Тайшета до Советской Гавани и теперь уверяют: автодублер легендарной магистрали доступен для путешествий на машине и покорит своей красотой, историей и людьми.
В честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Дальнем Востоке запустили проект «БАМ туристический». В прошлом году Амурская область, Забайкальский и Хабаровский края, Бурятия и Якутия договорились о создании межрегионального проекта по развитию туризма в зоне БАМ под эгидой Минвостокразвития и КРДВ. Координатором проекта стало коммуникационное агентство PressPass. В этом году к проекту присоединилась Иркутская область.
Справка:
Длина основного пути Байкало-Амурской магистрали от Тайшета
до Советской Гавани составляет 4 287 км. Трасса БАМа проходит
севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее
на станции Тайшет, пересекает Ангару в Братске, Лену в
Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера
озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур
в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана
в Советской Гавани.
Чтобы сформировать интересное предложение для путешественников, проверить дорогу, изучить природные достопримечательности, сервис и инфраструктуру, а также потенциал промышленного туризма по дорогам будущего маршрута проехала экспедиция — блогеры, авторы проекта «Ездим, смотрим» Алексей Жирухин и Александр Еликов, а также фотограф Илья Тян. Они проехали больше 4,3 тыс. км по всему БАМу — от Тайшета до Советской Гавани.
«Мне кажется, мы даже перевыполнили план поездки. Во-первых, мы как автопутешественники, хотели проехать по новым местам и рассказать об этом. Ведь нет смысла путешествовать по известным туристическим местам, как, например, Крым, Сочи, и рассказывать о них. Там и так миллионы туристов, и ты ничего нового не дашь. А когда ты бываешь в таких местах, по которым очень редкие путешественники проезжали, то очень хочется показать доступность этого маршрута, показать, что можно проехать по БАМу, причем не на суперкрутом внедорожнике за десятки млн рублей, а на стандартном автомобиле», — рассказал Алексей Жирухин.

Первый на БАМе

Первопроходцем автопутешействий по БАМу стал Александр Еликов. Восемь лет назад он первым в истории проехал весь автодублер Байкало-Амурской магистрали, и тогда до последнего момента не знал, сможет ли преодолеть на машине тот или иной участок дороги.
«Тогда на БАМе было много белых пятен, по которым никто никогда в нашей современности не проезжал, — вспоминает Александр Еликов. — В советское время там ездили грузовики, но сейчас из автопутешественников там точно никто не был. Поэтому я поехал наудачу. Мне нужно было возвращался с Дальнего Востока домой в европейскую часть России, и в каждом поселке я спрашивал, можно ли проехать дальше. И бывало, что никто не мог сказать, можно ли. На тот момент было два участка на БАМе, где вообще не ходила техника, ни одного следа не было. Мне пришлось там пробиваться, по наледям ползти, прорубаться, деревья разгребать. А в этом году мы ехали по одной большой грандиознейшей стройке — 4,3 тыс. км нескончаемого строительства "БАМ 2.0"».
Фото Ильи Тяна
Блогеры отмечают — во многих местах дорогу отсыпают, строятся мосты, делая автодублер БАМа доступнее.
«Восемь лет назад я был один в лесу и прятался там от тигров, медведей, а сейчас со стройкой туда пришла реальная цивилизация — появились дороги между поселками, которые раньше были отрезаны от мира. Даже местные жители отмечают, что наконец-то к ним есть дорога, все говорят, что "БАМ 2.0" вдохнул жизнь в поселки, все снова завертелось как 50 лет назад», — рассказывает Александр Еликов.
«БАМ 2.0» возник из-за востребованности Байкало-Амурской магистрали. Уже в 2019 году она работала на пределе пропускной способности, появилась необходимость ее расширения. Тогда в стране решили создать вторую очередь БАМа. Расширение Восточного полигона потребовало проведения работ на 300 объектах: участках со вторыми путями, разъездах, тяговых подстанциях, возводятся новые мосты и тоннели.«Мы очень хотели показать современную стройку БАМа, потому что не все знают о ней, — сетуют автопутешественники, — Пока мы ехали от Тайшета до Советской Гавани, увидели, насколько это реально огромная стройка. Практически на каждом промежутке есть рабочие, строятся мосты, отсыпается новая ветка. Поразились и масштабами автодороги — дублера БАМа. Но известно об этом тоже очень мало. Поэтому, летом, к 50-летию БАМа, выйдет пять серий фильма о нашем путешествии. Каждая отдельная серия будет посвящена какому-то региону: Иркутской области, Бурятии, Забайкалью, Амурской области и Хабаровскому краю».

Проверка на прочность

Для нынешней поездки команда выбрала бюджетный китайский пикап Dongfeng DF6, чтобы показать — путешествие по БАМу интересно и доступно на любой машине. Еще раз подтвердить это утверждение команда намерена в следующем году — в поездку по БАМу они отправятся на своем легендарном полярном Москвиче, который проехал по Арктике.
Одно из испытаний БАМа — Витимский мост. Фото Ильи Тяна
«Наш Москвич сейчас в Якутии. Но возможно, в следующем году, в марте, мы проедемся на нем по БАМу и покажем его еще большую доступность, потому Москвич для нас – символ доступного туризма», — поделился планами Алексей Жирухин.При этом путешественники отмечают — китайский автомобиль на российских дорогах чувствует себя прекрасно — в пути не подвел и бездорожья не испугался. В 2023 году Алексей Жирухин опробовал Dongfeng DF6 в Якутии и Сибири. Тогда машина оставила хорошие впечатления, поэтому в новую поездку решили взять проверенное авто.
Фото Ильи Тяна
«Мы решили попробовать автомобиль на более тяжелом и длинном маршруте. Машина нас провезла по всему пути и еще повезет домой в европейскую часть России. Несмотря на то, что машина простая, достаточно дешевая, китайская — она качественная. Раньше я о таких автомобилях и не слышал, но китайцы настолько сильно поднялись в качестве, что она хорошо себя показала, — делится впечатлениями Алексей Жирухин. — Местами были достаточно тяжелые условия: когда мы переезжали Зейское водохранилище в Амурской области, там прошли снегопады, и зимник был дикий. Там в основном только грузовики ходили с большим клиренсом. И когда мы подъезжали к Хабаровскому краю, температура из минуса резко ушла в плюс, часть дорог развалилась. Но мы проехали, поэтому претензий к машине нет».

Истории до слез

Этим летом отмечается 50-летие Байкало-Амурской магистрали, поэтому команда блогеров поставила цель — снять фильм о поездке и рассказать о легендарной стройке, поговорить с ветеранами БАМа и из их уст услышать, как создавалась одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
«Хочется поделиться их рассказами с миром, потому что современные люди мало слышали об этом или вообще ничего об этом не знают, — делится Алексей Жирухин. — В каждом поселке мы брали интервью у ветеранов БАМа. Их истории цепляют, они чуть ли не до слез. Насколько гордость брала за людей, которые жили в стране».
Фото Ильи Тяна
В пример путешественники привели историю бабушки, 50 лет прожившей в поселке Звездный в Иркутской области. Она рассказала, что услышала про БАМ в 1974 году, когда 20-летняя прилетела в Усть-Кут. Узнав, что в 50 км идет грандиозная стройка, взяла свои немногочисленные вещи и пошла через тайгу к строителям БАМа.«Шла двое суток, переночевала, говорит, в каком-то зимовье, — рассказывают автопутешестенники. — Добралась и навязалась. А ей отказывают — нет комсомольской путевки. Три дня она ходила, настырная, тогда ее все-таки взяли. И вот она 50 лет там живет. И таких много. Кто-то приезжал с годовалыми детьми, жил там в палатках, было холодно, волосы к подушке примерзали. Это героические люди. И ведь это не единицы, а все, кто там был. А в строке принимало участие около одного млн человек».
Иван Варшавский. Фото Ильи Тяна
В историю Байкало-Амурской магистрали золотыми буквами вписаны имена Александра Бондаря и Ивана Варшавского. Они в 1984 году уложили «золотое звено» на стыковке БАМа на разъезде Балбухта, соединив западный и восточный участки магистрали. Александра Бондаря уже нет в живых, а его коллега и друг Иван Варшавский до сих пор живет в Тынде — столице БАМа. С ним автопутешественникам посчастливилось встретиться в его день рождения.
Алексей Жирухин и Александр Еликов с легендарным Иваном Варшавским
«Мы попали на юбилей легендарного Ивана Варшавского и на его награждение в местном Доме культуры. Нам посчастливилось поговорить с ним, взять у него интервью. Не ожидали, что такое получится у нас», — с радостью рассказывает Алексей Жирухин.

Романтики тайги

Автопутешественники соглашаются с утверждением, что каждый поселок БАМа уникален. И это не пустые слова, ведь их строительством занимались отдельные регионы и республики СССР. При обустройстве населенных пунктов строители оставляли частичку своей родины: Армении, Узбекистана, Азербайджана и других. Это отражается в облике вокзалов, домов, площадей. Блогеры смело утверждают: путешествуя по БАМу, путешествуешь по всему Советскому Союзу.
Станцию Звездную строил армянский трест. Специально для ее возведения из Армении привезли знаменитый розовый туф. Фото Ильи Тяна
«Очень интересно, что многие строители, которые работали на БАМе с 1974 по 1980-е годы, остались жить на БАМе, переженились, завели семьи. Мы встречали и грузин, и армян, и азербайджанцев, которые приехали на БАМ и остались. Они рассказывали, как полюбили эти места, как остались там жить. В одной музее нам сказали очень интересную фразу "благодаря магистрали возникла новая национальность — бамовцы"», — отмечает Алексей Жирухин.В каждом поселке и городе БАМа экспедицию принимали с радушием, помогали найти ветеранов, показывали достопримечательности и главные предприятия.
Фото Ильи Тяна
«Мы просто представлялись, рассказывали, что путешествуем по БАМу, спрашивали, с кем можно пообщаться и нам с радостью помогали. В одном поселке у нас даже связи не было — наш мобильный оператор там был недоступен, — вспоминают блогеры. — Мы у проходящих людей начали спрашивать, с кем можно пообщаться, и нам сразу помогли, вызвонили кого-то. Все открыто и просто. Эти места не избалованы массовыми туристами, туда едут только осознанные туристы, которым не нужно море и пятизвездочная гостиница. Им нужно узнать историю, географию страны, узнать то, чего не написано в учебниках истории».

Взрыв мозга и эмоций

Больше всего автопутешественников покорил район Северобайкальска: оборудованные горячие источники, одна из самых северных пустынь в мире — Чарские пески, Чарский хребет.
Чарские пески и хребет Кодар. Фото Ильи Тяна
«Едешь по этим дорогам и куда бы ни смотрел, на горизонте полнеба и стена сумасшедших белых огромных красивых гор. Виды завораживающие», — делится впечатлениями Александр Еликов.Поразили блогеров и индустриальные достопримечательности БАМа, особенно Советская Гавань и Ванино — развивающиеся территории, зона свободной торговли, где строят мощные нефтяные, угольные, лесные кластеры.
«Мы видели, что отсыпаются огромные площадки, идет стройка, люди заряжены тем, что туда просто чуть ли не каждый день приходят новые инвесторы, увеличивается количество жителей. За этим местом большое промышленное будущее», — считает Алексей Жирухин.За время своих путешествий блогеры бывали на разных предприятиях, однако на сталелитейном впервые оказались в этой поездке — в Комсомольске-на-Амуре их пригласили на завод «Амурсталь». Сталеплавильная печь, превращающая лом в жидкий металл поразила и не оставила равнодушными.
Плавка металла на заводе "Амурсталь". Фото предоставлено Алексеем Жирухиным
«Как все это трещит, разогревается — потрясает, — делится эмоциями Алексей Жирухин. — Мы сняли кучу видеороликов и фотографии. Это настолько необычно и непривычно, что оставило у нас неизгладимые впечатления».Одна из главных задач экспедиции — раскатать маршрут и собрать ключевые рекомендации для его развития. Автопутешественники составят для туристов маршрут с рекомендациями и пояснениями. Первый тур по главным достопримечательностям магистрали в рамках проекта «БАМ туристический» намерены организовать уже в июне этого года.
Фото Ильи Тяна
«Мы обязательно будем рекомендовать этот маршрут автопутешетсвенникам. Дорога — дублер БАМа колоритная, интересная и по видам, и по достопримечательностям. По ней невозможно ехать быстро, не из-за того, что там какие-то плохие дороги, а из-за того, что много интересных остановок, потрясающих видов. Мозг взрывается от красоты. Мы постоянно останавливались и фотографировались. Это как путешествие по другой планете. И эта дорога не сравнится ни с одной другой в нашей стране», — заключает Алексей Жирухин.